Какая принципиальная оценка героя повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Чем актуален и интересен «маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин сегодня, в век интернета, бизнеса и потребления… К «маленькому человеку» на бесперспективной и малооплачиваемой работе, без семьи и собственной квартиры в новостройке принято относится под знаком сочувствия, что вполне на сегодня логично, естественно и нормально. Но мы не открывали еще те глубины и тайны и ту черноту, которые перед нами разверзаются, когда мы видим это тончайшие психологическоё разнообразие. То есть, мы начинаем видеть в маленьком человеке не только существо забитое, а и существо, действие которого совсем не оправдывается самим фактом, что он маленький. Мы привыкли к нему относится, исключительно, только поглаживая по голове и думая, что своим сочувствием мы и его и себя как-то возвышаем. На самом деле, получается все ровно наоборот. Способен ли маленький человек на сочувствие?
Акакий Акакиевич Башмачкин персонаж глобальный. Космический персонаж. И он не ограничивается вот этим самым сочувствием. Он как уникальный образ, он абсолютно не повторим, и ничего похожего не было в литературе. Герой «Шинели» влечёт за собой целую цепочку событий. Совершенно очевидны связи гоголевской «Шинели» и того, что произошло потом, в революцию. Гоголь написал то, что не поняли многие писатели натуральной школы. Они потом все ринулись писать вот этих маленьких людей забитых и приниженных... И казалось бы, остается только одно, вот сделать их, открыть «маленьким людям» дорогу к жизни, к счастью, и все им придёт само в руки. Но все на самом деле не так. Все гораздо страшнее...
Герой «Шинели» не относится к числу положительного или отрицательного персонажа. Он может быть не ужасен - только пока он находится в условиях своего писания. Он не знает реальной жизни и стоит ему обзавестись новой шинелью и выйти в жизнь... и кончено, он сразу убит. И ответное мщение Акакия Акакиевича становится чем-то страшным. И нет никаких преград для этого... В повести очень много обертонов. Очень много. И многие аспекты затронутые Н.В. Гоголем просто невероятные.
Работая над «Шинелью» Юрий Норштейн использует специальную технику многоярусной перекладки изображения, что придаёт мультфильмам эффект трёхмерного изображения, — и наотрез отказывается пользоваться анимационной компьютерной графикой. Мультфильм, начатый в 1981 году начал жить своей собственной жизнью. Каждый кадр — это законченный образ, идеальная картинка, которая требует от зрителя полной концентрации. Мы видим, как Акакий Акакиевич Башмачкин вырисовывает буквы, пьет чай, чешет нос — одним словом, живет…
P.S.
ВНИМАНИЕ, данный ролик создан из документальных фильмов посвященных творчеству режиссера Юрия Борисовича Норштейна и фильма «Жуковский Александр. Что-то божественное». Полные версии этих фильмов можно скачать на нашем сайте.
|